ПРОБЛЕМАТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ПОДГОТОВКИ ШАХМАТИСТОВ НА ЭТАПЕ ВЫСШЕГО СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА
УДК/UDC 796.01:159.9
Поступила в редакцию 10.01.2022 г.
Информация для связи с автором: [email protected]
Кандидат педагогических наук Д.А. Казаков1 Кандидат педагогических наук М.А. Петрова1 Кандидат педагогических наук О.Г. Рысакова1 Кандидат педагогических наук Е.Д. Бакулина1
1Российский государственный социальный университет, Москва
PROBLEMS OF PSYCHOLOGICAL TRAINING OF CHESS PLAYERS AT THE STAGE OF THE HIGHER SPORTS SKILL
PhD D.A. Kazakov1 PhD M.A. Petrova1 PhD O.G. Rysakova1 PhD E.D. Bakulina1
1 Russian State Social University, Moscow
Аннотация
Цель исследования - рассмотреть проблематику психологической подготовки шахматистов на этапе высшего спортивного мастерства. Методика и организация исследования. Осуществлен теоретический анализ нормативно-правовых документов Министерства спорта и Шахматной федерации России, а также трудов ученых и практиков по виду спорта «шахматы». Обобщены и абстрагированы концептуальные подходы к реализации эффективной психологической подготовки спортсменов-шахматистов. Результаты исследования и выводы. Выявлено, что многочисленные исследования ученых и практиков по проблематике психологической подготовки не систематизированы, частные методики имеют зачастую описательный характер. Несмотря на тот факт, что психологическая подготовка шахматистов на этапе высшего спортивного мастерства крайне важна для достижения максимально возможных спортивных результатов, это не нашло адекватного отражения в основных нормативно-программных документах Министерства спорта и Российской шахматной федерации. Рассмотрен опыт реализации спортивной подготовки членов сборной команды Российского государственного социального университета, занявшей 2-е место на IV Всероссийской летней Универсиаде по виду спорта шахматы (Казань, 2014 г.). Эксперимент позволил выявить динамику соотношения показателей психологической подготовки к изменению рейтингов спортсменов в системе Международной шахматной Федерации (ФИДЕ) по этапам соревновательно-тренировочной деятельности.
Ключевые слова: шахматный спорт, компьютерный спорт, психологическая подготовка, цифровизация, система спортивной подготовки.
Abstract
Objective of the study was to consider the problems of psychological preparation of chess players at the stage of higher sportsmanship. Methods and structure of the study. A theoretical analysis of the regulatory documents of the Ministry of Sports and the Chess Federation of Russia, as well as the works of scientists and practitioners in the sport of chess has been carried out. Conceptual approaches to the implementation of effective psychological preparation of chess players are generalized and abstracted. Results and conclusions. It was revealed that numerous studies of scientists and practitioners on the problems of psychological preparation are not systematized, private methods are often descriptive. Despite the fact that the psychological preparation of chess players at the stage of higher sportsmanship is extremely important for achieving the highest possible sports results, this has not been adequately reflected in the main regulatory and program documents of the Ministry of Sports and the Russian Chess Federation. The experience of implementing sports training for members of the national team of the Russian State Social University, which took 2nd place at the IV All-Russian Summer Universiade in the sport of chess (Kazan, 2014), is considered. The experiment made it possible to reveal the dynamics of the ratio of indicators of psychological preparation to changes in the ratings of athletes in the system of the International Chess Federation (FIDE) by stages of competitive and training activities.
Keywords: chess sport, computer sport, psychological training, digitalization, sports training system.
Введение. Система спортивной подготовки в Российской Федерации регламентируется нормативно-правовыми документами, объединяющими ключевые инициативы Министерства спорта и Шахматной федерации России, а именно: «Программой развития вида спорта «Шахматы» (2021 г) и Федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта «шахматы» (2015 г, ФССП). В них определены стратегии и траектории координации развития шахматного спорта в нашей стране, включая формирование универсальных и специальных цифровых компетенций тренеров и спорт-
сменов, структурировано соотношение психологической подготовки (ПП) на этапе высшего спортивного мастерства (ВСМ). Однако многие специалисты и члены национальной сборной команды отмечают, что содержание программных документов достаточно архаично и имеет системные ошибки [3, 8]. Это приводит к потере лидирующих позиций россиян в мировых первенствах. В 2016 и 2021 г выпускники Российского государственного социального университета (РГСУ) С. В. Карякин и Я. О. Непомнящий проиграли титулы чемпионов мира по классическим шахматам М. Карлсену (Норве-
№7 • 2022 Июль | Juli
http://www.teoriya.ru
гия). По динамике спортивного мастерства и достижениям международных званий ФИДЕ российские юниоры уступают сверстникам из Индии и Ирана. Ведущие топ-игроки имеют единое мнение, что именно превосходство в психологической подготовке (ПП) играет решающую роль в достижении титула чемпиона мира по классическим шахматам [4, 11].
Цель исследования - рассмотреть проблематику психологической подготовки шахматистов на этапе высшего спортивного мастерства.
Методика и организация исследования. Осуществлен теоретический анализ нормативно-правовых документов Министерства спорта и Шахматной федерации России, а также трудов ученых и практиков по виду спорта «шахматы». Обобщены и абстрагированы концептуальные подходы к реализации эффективной психологической подготовки спортсменов-шахматистов, в том числе выпускников Российского государственного социального университета вице-чемпионов мира по классическим шахматам С. В. Карякина (2016 г) и Я. О. Непомнящего (2021 г). В эмпирическом исследовании, проведенном в 2014 г на базе Международного цента шахматного образования РГСУ, участвовали четыре члена сборной команды университета, проходящих спортивную подготовку на этапе высшего спортивного мастерства, имеющих спортивные звания мастеров и гроссмейстеров по шахматам; возраст испытуемых - от 20 до 21 года. Критериальную базу оценки эффективности психологической подготовки составили результаты тестов по общепринятым психодиагностическим методикам оценки качества жизни (The Short Form-36); самочувствия, активности, настроения (тест САН). Математико-статистическая обработка данных осуществлялась с использованием методов средних величин.
Результаты исследования и их обсуждение. Для осуществления теоретического анализа ПП на этапе ВСМ обратимся к фундаментальным и прикладным исследованиям, где объектами экспериментов являлись шахматисты высокой квалификации. Динамика развития логического и оперативного мышления, оперативной памяти, внимания, оценочной функции, определение характера, классификация стилей игры противника, профилактика игры в цейтно-тах, значение интуиции и риска, разработка психограммы, экспресс-дневника спортсмена подробно были рассмотрены в многочисленных трудах ученых и практиков [1, 2, 3-7, 9]. Несмотря на богатый экспериментальный контент, необходимо отметить тот факт, что полученные экспериментальные результаты нередко имеют описательный, качественный характер; частные методики не систематизированы; ученые и практики по виду спорта «шахматы» не имеют единого мнения о построении эффективной ПП на этапе ВСМ. Ана-
лиз содержания «Программы развития вида спорта «Шахматы» на 2021-2024 гг. позволяет констатировать тот факт, что динамика результатов мужской сборной команды России на чемпионатах мира и всемирных олимпиадах по шахматам в последние годы имеет нисходящий тренд, основу команды составляют возрастные игроки; проиграны личные чемпионаты мира среди мужчин и женщин по классическим шахматам. Основным целевым индикатором декларируется развитие системы спортивной подготовки с «совершенным научно-методическим и медико-биологическим обеспечением», однако методы, средства, технологии, формы достижения поставленной цели в документе не отражены [10].
Обратимся к опыту построения соревновательно-тренировочной деятельности сборной команды РГСУ, включая участие на IV Всероссийской летней Универсиаде по виду спорта шахматы (Казань, 2014 г). В рамках подготовки были проведены не только качественные, но и количественные эксперименты по оценке эффективности реализации ПП, с долей соотношения к другим видам подготовки 20 % согласно нормативам ФССП.
На рис. 1 представлена динамика соотношения показателей ПП к рейтингу ФИДЕ по этапам соревновательно-тренировочной деятельности студентов-шахматистов. Несмотря на тот факт, что сборная команды РГСУ стала серебряным призером Универсиады, а В. А. Саулина выиграла личное первенство среди студенток, показатели психофизических характеристик (психический компонент здоровья и самочувствие) испытуемых имеют нисходящий тренд и слабо коррелируют с динамикой рейтинга. Как известно, основными спортивными интеллектуальными дисциплинами явля-
шахматы
-Этап начальной подготовки
'Этап базовой Этап спортивного Этап ВСМ подготовки совершенствования
Рис. 2. Динамика соотношения психологической подготовки к другим видам подготовки по этапам соревновательно-тренировочной деятельности по видам спорта «шахматы», «шашки», «киберспорт»
□ и
£ г. CL
ч—
О OJ и
2 CL ' -о с
га
^
О (U .с Н
Рис. 1. Динамика соотношения показателей психологической подготовки к рейтингу ФИДЕ шахматистов по этапам соревновательно-тренировочной деятельности в 2014 г. * ПКЗ - психический компонент здоровья по тесту SF-36
72
http://www.teoriya.ru
№7^ 2022 Июль | Juli
ются шахматы, шашки и компьютерный спорт (киберспорт). В 2021 г в киберспорте был создан актуальный ФССП, российская команда Team Spirit выиграла чемпионат мира по Dota 2 [7], что в совокупности имеет прецедентное значение. Детализируем динамику соотношения психологической подготовки (ПП) к другим видам подготовки в ФССП по шахматам, шашкам и киберспорту [12-13].
На рис. 2 представлено соотношение доли ПП к другим видам подготовки в киберспорте, составляющее на этапе ВСМ в среднем 17,5 % и имеющее восходящий тренд на любом этапе спортивной подготовки. Несмотря на, что абсолютный показатель соотношения ПП к другим видам подготовки в виде спорта «шахматы» на этапе ВСМ составляет в среднем 20 %% и является более высоким, чем аналогичный показатель в киберспорте, в динамике ПП наблюдается нисходящий тренд либо на этапе ВСМ достигается эффект плато.
Выводы. Федеральный стандарт подготовки по виду спорта «шахматы» не учитывает цифровой трансформации всех видов спортивной подготовки; системной ошибкой является объединение теоретической и психологической подготовки в единое целое; его необходимо актуализировать с учетом лучших практик в других интеллектуальных спортивных дисциплинах.
Для реализации эвристически-достиженческой функции и раскрытия интеллектуально-деятельностного потенциала спортсменов необходимо обновить цели, содержание и формы программно-нормативных документов Российской шахматной Федерации.
Психологическая подготовка на этапе высшего спортивного мастерства требует детализации по годам и соотношения ее доли к остальным видам спортивной подготовки; на этапе высшего спортивного мастерства необходимо увеличить абсолютную и относительную доли психологической подготовки по отношению к другим видам подготовки.
Необходимо разработать технологии психолого-педагогического сопровождения спортсменов и критерии оценки эффективности шахматной психологической подготовки.
Для эффективной реализации психологической подготовки на этапе высшего спортивного мастерства требуется более глубокая проработка факторной базы с учетом проработки когнитивных и мнемонических способностей индивидов.
Шахматный спорт в Российской Федерации является частью государственной политики. Однако на международной арене резко возросла конкурентоспособность шахматистов Норвегии, Китая, Индии, Узбекистана, Франции, Ирана, обладающих высокой государственной ресурсностью и перспективным спортивным резервом. Подчеркнем, что эффективная реализация психологической подготовки российских спортсменов на этапе высшего спортивного мастерства, адекватная современным достижениям мирового научного знания, будет способствовать удержанию лидирующих позиций страны по виду спорта «шахматы».
Литература
1. Бологан, В.А. Структура специальной подготовленности шахматистов высокой квалификации: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04. Москва, 1996. - 23 с.
2. Варнавский, С.А. Анализ содержания Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «шахматы» / С.А. Варнавский, А.Я. Габбазова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2018. - № 4. - С. 16-17.
3. Габбазова, А.Я. Исследование интеллектуальных способностей шахматистов высокой квалификации / А.Я. Габбазова // Спортивный психолог. - 2014. - № 1 (32). - С. 19-22.
4. Гунина В. Непомнящий не справился с колоссальным давлением со стороны общественности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.chess-news.ru/node/28564, свободный. -/ (дата обращения: 25.01.2022).
5. Каспаров, Г. Шахматы как модель жизни / Г. Каспаров. - М.: Экс-мо, 2008. - 351 с.
6. Кобалия, М.Р. Принятие решения в шахматных поединках при дефиците времени: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / М.Р. Кобалия. - М. - 2007. - 23 с.
7. Крогиус, Н.В. Психологическая подготовка шахматиста / Н.В. Крогиус. - М.: Изд-во МГУ, 1979. - 134 с.
8. Михайлова, И.В. Система спортивной подготовки шахматистов в Российской Федерации: соврем. состояние, систем. ошибки и пути их преодоления / И.В. Михайлова, О.Н. Степанова // Теория и практика физической культуры. - 2018. - № 9. - С. 97-99.
9. Поткин, В.А. Структура и содержание тренировочного процесса шахматистов высшей квалификации на основе инновационных компьютерных программ: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / В.А. Поткин. - М., 2011. - 23 с.
10. «Программа развития вида спорта «Шахматы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://ruchess.ru/downloads/2021/ program_2021_2024.pdf, свободный. (дата обращения: 25.01.2022).
11. Карякин С.: Карлсен - шахматный Роналду [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.sport-express.ru/chess/ reviews/sergey-karyakin-karlsen-shahmatnyy-ronaldu-1072655/, свободный. (дата обращения: 25.01.2022).
12. Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта компьютерный спорт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403266181/, свободный. (дата обращения: 25.01.2022).
13. Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта шашки [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https:// minsport.gov.ru/2017/doc/Prikaz1365ot30122016.pdf, свободный. (дата обращения: 25.01.2022).
References
1. Bologan V.A. Struktura spetsialnoy podgotovlennosti shakhmatistov vysokoy kvalifikatsii [The structure of the special preparedness of highly qualified chess players]. PhD diss. abstract: 13.00.04. Moscow, 1996. 23 p.
2. Varnavsky S.A., Gabbazova A.Ya. [Analysis of the content of the Federal standard of sports training for the sport "chess"]. Fizicheskaya kultura: vospitaniye, obrazovaniye, trenirovka. 2018. No. 4. pp. 16-17.
3. Gabbazova A.Ya. Issledovaniye intellektualnykh sposobnostey shakhmatistov vysokoy kvalifikatsii [Study of the intellectual abilities of highly qualified chess players]. Sportivnyy psikholog. 2014. No. 1 (32). pp. 19-22.
4. Gunina V. Nepomnyashchiy ne spravilsya s kolossalnym davleniyem so storony obshchestvennosti [Nepomniachtchi could not cope with the colossal pressure from the public] [Electronic resource]. Available at: http://www.chess-news.ru/node/28564, free (date of access: 01.25.2022).
5. Kasparov G. Shakhmaty kak model zhizni [Chess as a model of life]. Moscow: Eksmo publ., 2008. 351 p.
6. Kobalia M.R. Prinyatiye resheniya v shakhmatnykh poyedinkakh pri defitsite vremeni [Decision-making in chess duels with a lack of time]. PhD diss. abstract: 13.00.04. Moscow, 2007. 23 p.
7. Krogiu N.V. Psikhologicheskaya podgotovka shakhmatista [Psychological preparation of a chess player]. Moscow: MGU Publ., 1979. 134 p.
8. Mikhailova I.V., Stepanova O.N. Sistema sportivnoy podgotovki shakhmatistov v Rossiyskoy Federatsii: sovremennoye sostoyaniye, sistemnyye oshibki i puti ikh preodoleniya [The system of sports training of chess players in the Russian Federation: modern state, system. mistakes and ways to overcome them]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2018. No. 9. pp. 97-99.
9. Potkin V.A. Struktura i soderzhaniye trenirovochnogo protsessa shakhmatistov vysshey kvalifikatsii na osnove innovatsionnykh kompyuternykh programm [The structure and content of the training process of highly qualified chess players based on innovative computer programs]. PhD diss. abstract: 13.00.04. Moscow, 2011. 23 p.
10. Programma razvitiya vida sporta «Shakhmaty» [The program for the development of the sport "Chess"] [Electronic resource]. Available at: https://ruchess.ru/downloads/2021/program_2021_2024.pdf (date of access: 01.25.2022).
11. Karjakin S. Karlsen-shakhmatnyy Ronaldu [Carlsen-chess Ronaldo] [Electronic resource]. Available at: https://www.sport-express.ru/chess/reviews/sergey-karyakin-karlsen-shahmatnyy-ronaldu-1072655/ (date of access: 01.25.2022).
12. Federalnyy standart sportivnoy podgotovki po vidu sporta kompyuternyy sport [Federal standard of sports training for the sport of computer sports] [Electronic resource]. Available at: https://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/403266181/ (date of access: 01.25.2022).
13. Federalnyy standart sportivnoy podgotovki po vidu sporta shashki [Federal standard of sports training for the sport of checkers] [Electronic resource]. Available at: https://minsport.gov.ru/2017/ doc/Prikaz1365ot30122016.pdf (date of access: 01.25.2022).
№7 • 2022 Июль | Juli
http://www.teoriya.ru